>

Творчество П.Н. Краснова ||| Бело-монархическое казачество ||| Страничка патриота ЧГКО "ПЛАСТУНЪ" Фотографии ||| Объявления и приглашения ||| Страничка рекламы и обращений Творчество И. Ильина Полемика Гостевая книга ||| Анкета ||| Форум |||
Атаман - магазин эксклюзивных сувениров Сайт братства во имя священномученика митрополита Владимира. Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. НАША СТРАНА Русское Имперское Движение Страничка Константина Гордеева: журнал Первый и Последний .

ЗАПОРОЖЦЫ-ХАРАКТЕРНИКИ

Вы все еще играете в «Героев», зачитываете до дыр саги в стиле фэнтези и засматриваетесь кино о ниндзя? Бросайте эти глупые занятия — в отечественной истории есть кое-что покруче. 1641 год. Городок Азов в осаде 240-тысячного турецкого войска. Военачальник Гусейн-Дели спешит отрапортовать в Константинополь о победе: в Азове всего пять тысяч населения. Воинов — в основном, запорожских казаков — не больше трети.

И вот после четырех месяцев осады турецкая армия: отступает. «У нас чудовищные потери, — в отчаянии пишет султану Гусейн-Дели. — Воевать Азов нечем, а прочь идти бесчестно. Мы завоевали целые царства, а теперь несем позор от горсти незначащих воинов..."

От огромной армады янычар осталось в живых не больше половины. И даже выжившие под Азовом с ужасом вспоминали о битвах с «урус шайтан» — защищавшими город казаками. Те, по словам янычар, останавливали пули, ловили полами кафтанов ядра, растворялись в воздухе и неожиданно били из-за спины. «Они не люди, — божились турки. — Они шайтаны, принявшие человеческий облик!".

Тайные силы запорожцев

В Украине говорили иначе: «Запорожский казак может обмануть самого черта». Казаки удивительным образом соединяли в себе искреннюю набожность с не менее искренним богохульством: сегодня могли стоять на коленях у икон, а завтра — сквернословить, поминая всех святых и чертей. В главной борьбе своей жизни — против «нехристей», разорявших города и села — они не гнушались использовать любое оружие. В том числе, и тайные знания. А кое-чем «эдаким» сечевики действительно владели. Правда, не все, а лишь избранные.

"Урус шайтанов» на Родине называли «характерниками» — словом, близким по значению к «магам» и «чародеям». По легендам, они могли разгонять облака и вызывать грозу, оборачиваться в животных и «переливаться» в речку, выходить сухими из воды и мокрыми из пламени: А еще им по силам было заговаривать раны и даже ставить на ноги мертвецов!

Владели характерники и тем, что сейчас именуется гипнозом. В старые времена это называли «отвесть глаз». Например, забавы ради заглянув в шинок, такой казак мог не только не заплатить за выпитую чарку, но еще и уйти со сдачей с якобы заплаченных денег.

Нередко казаков-магов называли также «галдовниками» (от украинского «галдовать» — колдовать) и «заморочниками», потому что они умели напускать на людей «морок» (туман и сон).

Бессмертные воины

Но самые невероятные легенды ходили о воинском искусстве характерников.

Многие считали запорожцев просто непобедимыми. «Лыцарей»-чародеев не брала пуля и не рубила сабля. Так, Мартин Бельский, описывая в своей «Хронике» битву казаков под Яссами в 1577 году, упоминает, что среди запорожцев был воин, заговаривающий ружейные пули. Легенды о неуязвимости запорожцев были настолько распространены, что даже спустя столетия все еще ходили среди жителей края за Днепровскими порогами и были записаны многими исследователями.

Наткнувшись в степи на превосходящего в количестве врага, отряд казаков, благодаря характернику, «прятался». Где это можно сделать посреди степи? Ставших в круг запорожцев характерник окружал стеной из копей. Каким-то непонятным образом «нехристи» принимали импровизированную изгородь за нестоящую внимания рощицу.

А прицельную стрельбу запорожцев отмечали даже иностранцы — современники казаков. Так, один из них уверял, что лично видел, как казаки гасят выстрелами свечки, снимая с них нагар, «будто щипцами».

Породила легенды и искусность запорожцев в морских походах. Многие свидетели отмечали оригинальность подводных маневров казаков. С маленькой камышинкой сечевики могли пребывать под водой огромное количество времени. Используемые для маскировки бочки и даже лодки породили слухи о том, что именно казаки изобрели подводную лодку.

Огромную магическую силу народная молва приписывала и казацким предводителям. Поговаривают, что тем достаточно было заглянуть в особое зеркало — «верцадло», чтобы узнать о всем происходящем в стане врага. Характерниками считались почти все казацкие гетманы, кошевые атаманы и знаменитые полковники. Так, среди них — Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Пидкова, Самийло Кишка, Северин Наливайко, Максим Кривонис и самый могущественный характерник Иван Сирко.

Впрочем, что из упомянутого правда, а что — вымысел, сейчас сложно сказать. Казаки всегда стремились окружить себя тайной. А в ответ на любые расспросы лишь хитро улыбались в усы и гостеприимно открывали ворота Сечи. Для каждого, кто сумеет пройти испытание.

Степные рыцари

"Пуля не берет казака, и сабля не рубит, ибо знает он тайную науку:" — твердили непосвященные. Сами же характерники верили, что магом может стать практически каждый казак.

Испытание желающих стать степными «лыцарями» происходило в хортицком ущелье Сечевые ворота. Кандидатам приходилось несладко.

Например, требовалось переплыть в челноке все многочисленные возле острова Хортицы водные преграды. Или же пройти с завязанными глазами по жерди, укрепленной между вершинами двух скал. Оступившийся (внизу его ловили казаки) мог попытаться снова пройти испытание лишь через год.

Перед выдержавшими «сессию» открывалась перспектива стать воином с воистину чудесным арсеналом.

Искусство ведения боя, которому обучали новичков, ныне именуют казачьим спасом или боевым гопаком. Основой этой науки боя были заговоры, молитвы и секретные приемы.

Перед каждым боем казаки произносили очень краткую молитву: «Крепи!". У каждого характерника на себе всегда были и бумажки с индивидуально подобранными под характер и даже внешность заговорами. А перед тем, как сойтись с врагом в жестокой сече, несколько наиболее отчаянных запорожцев вызывали на своеобразный смертельный поединок — герц — представителей противоборствующего лагеря. Такое поведение считалось верхом воинской доблести.

За любовь платили головой

Самым страшным врагом характерники считали отнюдь не татар и турков, а обычную любовь.

Поговорка «потерял голову от любви» для запорожцев имела буквальный смысл. Считалось, что женщина забирает у воина его силу. Характерник, сраженный чувством к женщине, якобы терял бдительность и магическую энергию, которая так необходима в бою.

Поэтому, вступая в ряды сечевиков, запорожцы символически венчались с «единственной невестой и женой казака» — свободой. Посмевший провести на Сечь женщину рисковал потерять голову в прямом смысле этого слова.

Впрочем, это не мешало казакам иметь подруг и даже семьи в приднепровских селах.

Роман Акбаш

Источник:

http://ostrov.zp.ua/nomer32-vozrozhdenie-istorii-kraduschiysya-zaporozhec-zataivshiysya-kazak.html

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА НА ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

В украинской исторической науке военная педагогика и боевая и физическая подготовка остаются белым пятном. В течение последних веков ряд очевидцев исторических событий и исследователи прошлого по данному вопросу оставили лишь отдельные загадки. Потому среди читательской общественности так и не сформировалось четкое воображение о том, как именно проходила в Запорожском войске боевая и физическая подготовка молодежи, и какие были характерные черты казацкой педагогики.

В жизни запорожского общества военная казацкая педагогика, а также, боевая и физическая подготовка, занимали отдельное место.

Казаки, которые пришли на Запорожскую Сечь в молодом возрасте, до зачисления в курени попадали на учебу к опытным казакам и старшинам. Таких ребят называли юнцами. Они были джурами – то есть прислужниками – ординарцами. К моменту зачисления в казацкий стан юноши должны были находиться на Запорожье не менее 10 лет. В течение этого срока, во время службы по охране границ, юнцы приобретали необходимый военный опыт.

Анализ источников и научной литературы по истории Запорожского казачества наводит на то, что на Сечи существовал культ физического совершенства. Как свидетельствуют летописи, физически и морально слабого казака общество никогда не избирало в старшины. Иностранцы, которые бывали на Запорожье в XVI-XVIII в., в своих воспоминаниях отмечали силу казаков и то, что умирают они в глубокой старости. Так, 22 июня 1737 года во время Очаковского похода на 77 году жизни умер кошевой атаман Малашевич, но не от старости, а от солнечного удара – “проболев несколько дней лихорадкой”. Последнему кошевому атаману Петру Калнишевскому на момент окончания российской - турецкой войны 1768-1774 годов, исполнилось 84 года. Но, несмотря на преклонный возраст, он лично возглавлял походы Запорожского войска. Умер Калнишевский в Соловецком монастыре в ссылке, когда ему исполнилось 113 лет. Военный старшина Иван Бурнос, будучи “в преклонном возрасте”, возглавляя Запорожскую команду в 1774 году, лично принимал участие в боях с врагом и гарцевал на своем жеребце перед обществом.

На Сечи запорожские деды, которые доживали свой век при куренях, пользовались неопровержимым авторитетом и играли значительную роль как в воспитании молодежи, так и в политической жизни Запорожья. Они ревностно оберегали старые военные традиции и неизменность неписаных законов. Положение дедов на Сечи приравнивалось к военным старшинам и куренным атаманам. Кошевой вынужден был считаться с дедами, поскольку за последними всегда шло казацкое общество. Ни одно решение Кошевого, не одобренное дедами, не могло быть воплощено в жизнь. Таким образом, авторитет старых казаков был стержнем обычного права и военной педагогики Запорожской Сечи.

В Сечевой педагогике главный акцент ставился на неписаные законы, которые составляли кодексы рыцарской чести и победы. Воспитана на основе данных законов, молодежь была высокодуховной, что отмечали все, кому приходилось бывать на Сечи. Для учебы и воспитания молодежи было задействовано все казацкое общество. В старинных описаниях казацкого быта подчеркивается, что каждый десятник, кроме десяти товарищей, имел под своей рукой казачков, которых дисциплинировал и испытывал.

Клавдиус Роно, английский резидент в Петербурге, в 1736 году писал: “Запорожцы принимают в свое братство в целом всех, без разницы национальности, если те принимают греко-католицкую веру и согласятся пройти семилетнее испытание перед предоставлением звания рыцаря”. Обычно, Степенный запорожец имел джуру, который не только был казаку прислужником, но и перенимал военную науку, ходил вместе с “приказным отцом” в походы, где добывал себе право называться запорожцем. Относительно особенности целенаправленной специальной физической и военной подготовки, то в запорожском войске не было обычая проводить систематическую муштру.

Ментальность запорожцев противостояла однообразию муштры. За исключением артиллеристов, учения было сугубо индивидуальным. Целью запорожской военной педагогики была подготовка рыцаря, которому был по силам поединок с несколькими противниками и в разных ситуациях. Срок подготовки юнца не регламентировался. Окончание подготовки определялся наставниками – товарищами куреня и, в первую очередь, приказным отцом и куренным атаманом. Групповые военные учения юнцов проводились в Сечевой школе, но в целом, знания по тактике передавались им по ходу службы со взрослыми казаками.

Ребята, которые проявляли способности к наукам, учились в Сечевой школе, где получали образование диаконов, пономарев и канцеляристов. В XVIII веке запорожские и левобережные старшины отдавали в Сечевую школу сыновей и крестников, чтобы те учились военному ремеслу, потому что там постоянно существовала “именно казацкая служба”, а не регулярная, как в Малороссии. На Сечи ученики не только обучались наукам и церковному пению, но и проходили суровый курс физического и военного воспитания. Молодежь постоянно развивала свои способности, совершенствовала тело и навыки в разных видах соревнований, борьбе и танцах. Соревнования проводились по гребле, плаванию, нырянию, бегу, прыжкам, конным гонкам, стрельбе, фехтованию и тому подобное. Проводились также соревнования по разным видам борьбы – “Спасу”, “Гойдку”, “Крест-накрест”, “На ремнях”, и “На палках”. В танцах “Гопаке” и “Метелице” также были элементы боевой подготовки.

Досуг взрослых казаков также заполнялся разнообразными физическими упражнениями: соревнованиями по плаванию, гребле, борьбе, в боях "на кулачках" и др. Современники – очевидцы говорили о запорожцах: " Зачем им пушки, если у них такие отличные кулаки?”. В праздничные дни запорожцы развлекались кулачными боями. С этой целью на Сечевой площади они разделялись на две команды или партии, из которых одна состояла из верхних, а вторая из нижних куреней, и вступали в бой. В таких боях казаки часто получали увечья, а некоторых даже забивали до смерти. Соревновались казаки и в танцах, демонстрируя свои способности и, в первую очередь, физические данные. В этих условиях пребывания в запорожском обществе слабых людей было просто невозможно.

Жизнь запорожцев отмечалась своеобразным аскетизмом. Свободные от брачных уз, запорожцы целью своей жизни считали максимальное физическое развитие. Они настолько развивали свои внутренние возможности, что современники были убеждены в том, что у казаков вселялись сверхестественные силы и что они владели чарами, то есть, были характерниками. Вид борьбы характерников с врагами известен под названием Спас и считался вершиной боевого искусства. Казаки – характерники владели способностями, которые в наше время демонстрируют экстрасенсы. Определенная часть запорожцев достигала эффекта, когда “тело играет”(при ударах соперника и ранениях боль не чувствуется). Характерники влияли на психику противника, пытались запугать, продемонстрировать свою пренебрежительность, навеять “наваждение”, “очаровать” и тому подобное.

Такие явления исследователи наблюдали в восточных системах борьбы и йоги. Современная наука признает приведенные факты. Тем более, существуют убедительные доводы этих явлений. Относительно запорожского "Спаса" можно лишь сказать, что на Запорожье были идеальные условия для развития и распространения этого вида боевого искусства, поскольку демонстрация экстрасенсорных способностей в пределах России, Польши и других стран преследовалась и беспощадно наказывалась. В течение веков отток людей, которые владели “чарами” именно на Запорожье был целиком понятен. Во-первых, запорожцам такие способности были интересны и нужны. Во-вторых, церковные служители Запорожья достаточно лояльно относились к подобным явлениям, а чаще всего совсем не знали о лицах, которые владели такими способностями. В-третьих, в течение веков жизнь запорожского общества была закрытой для правительственной администрации стран, под протекцией которых в тот или иной момент находилось Запорожское войско.

Таким образом, вышесказанное дает основания утверждать, что на Запорожской Сечи существовала целая система народного физического воспитания, благодаря чему боевая и физическая подготовка запорожцев была на достаточно высоком уровне, а казацкий быт имел в себе элементы боевой подготовки и способствовал совершенствованию приобретенных навыков. Главным фактором высокого боевого мастерства запорожцев был сам образ жизни, подчиненный заданием охраны и обороны границ. Кроме того, избирательность командного состава запорожского войска исключало возможность пребывания на должностях старшин, которые не имели достаточного опыта и авторитета. На Сечи хозяйственная и военная жизнь запорожцев неразрывно была связана с педагогической деятельностью, поскольку взрослые казаки постоянно воспитывали достойную смену из юношей, которые прибывали на Запорожье со всей Украины.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/alexcourageous/post110256253/

РЕЗКА БЕТОНА, АЛМАЗНАЯ РЕЗКА БЕТОНА.

на нужды казаков
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Кольцо Патриотических Ресурсов